Если вы планируете играть хоть сколько-то профессионально, то вам не обойтись без использования статистических программ вроде Holdem Manager или Poker Tracker. Вы также обязательно будете использовать такую их функцию как вывод статистики по оппонентам на экран. Функция эта известна как HUD - Heads Up Display, что на русский переводится как «дисплей над головой», но игроки обычно пользуются сокращением и на русском называют ХУДом или реже ХАДом. Вот о том, как оптимальным образом настроить вывод статистики на экран мы и поговорим.
Начнём с того, какие показатели стоит выводить на экран. Конечно те, которые вы будете использовать для оценки противников. Опытные игроки советуют начать с не очень большого количества основных статистических показателей, может быть в районе 10-15 штук, после того, как их использование будет доведено до автоматизма, можно добавлять новые по несколько штук. Таким образом вы реально сможете использовать полезные данные в игре, а не пытаться понять, что есть что в огромной мешанине цифр. В результате ваши данные в HUD могут выглядеть примерно так.
Первая строка: имя игрока / кол-во сдач / VPIP / PFR / 3-Bet / 4-Bet. Думаю, тут особо комментировать не надо - это основополагающая статистика префлоп-игры. Если вы играете на низких лимитах, где агрессия не очень высокая, то 4-бет можно не выводить, но с ростом по лимитам этот параметр становится всё более актуальным.
Вторая строка: PFR By Position: EP% / MP% / CO% / BTN%. Здесь выводится PFR по позициям от ранней до баттона. Данный параметр позволяет лучше представить диапазон оппонента в конкретной позиции. Общий PFR не всегда достаточен, так как некоторые игроки из поздних позиций атакуют чуть не с любыми двумя, но при этом достаточно тайтовы в ранней позиции, а может быть наоборот.
Третья строка: Fold 3-Bet % / Fold 4-Bet % / 5-Bet %. Это опять же, в первую очередь для игры средних и высоких лимитов, где идёт очень активный рейз-ререйз, стил-рестил. Мы хотим знать, как часто противники сбрасываются на стилы и рестилы, стоит ли применять данные приёмы. На низких лимитах, вероятно, можно ограничиться параметром Fold 3-Bet %, добавив его в первую строку.
Следующая строка будет посвящена игре постфлоп. Вы спросите, почему три строки на одну улицу и одна строка на три следующие? Сейчас самый популярный формат игр - 6-макс, и в этом случае префлоп-игра особенно важна. Кроме того, если вы не играете постоянно с одними и теми же оппонентами, то увидите, что достаточно точная префлоп-статистика по оппонентам набирается относительно быстро, в то время как постфлоп достаточно долго остаётся неточной. Это и неудивительно, ведь в 6-макс довольно много раздач не доходят даже до флопа, что уж говорить про тёрн или ривер. Но если уж зашли на флоп, то смотрим параметры, связанные с конт-бетом.
Четвёртая строка: C-Bet Flop % / Fold to Flop C-Bet % (FFCB %) / Fold Flop C-bet 3-Bet Pot % (FFCB3B) / Raise Flop C-Bet %. В обычной игре, если уж попали на флоп, то в большинстве случаев увидите ставку в продолжение. Процент конт-бета на флопе позволит серьёзно сократить диапазон оппонента, если вдруг вы не увидите ставки в продолжение. Аналогично фолд на конт-бет подскажет вам, что против некоторых игроков лучше сэкономить деньги и не давать ставку без сильной руки. Ну а для более агрессивных игр важность приобретают также параметры рейза конт-бета и фолда на этот рейз.
На самом деле, рекомендуется ещё найти место и вывести такой параметр как фолд на тёрне. Есть оппоненты, особенно на низких лимитах, кто готов заплатить и посмотреть тёрн более чем в 50% случаев, но уже там без улучшения сбрасывается. Против таких вполне можно играть конт-бет плюс бет на тёрне.
Наконец, пятая строка: Attempt To Steal % (возможно, с разбиением по позициям), Fold To Steal % HU, Steal % HU характеризует игру оппонентов на блайндах и воровство блайндов. Опять же, на коротком столе воровство и защита блайндов составляют серьёзную часть игры и значительно влияют на итоговый финансовый результат. Ну и понятно, что диапазон рук для воровства блайндов у многих игроков весьма широк, данные показатели дадут вам понять, насколько именно.
Статистических параметров популярные программы предлагают много, их можно фильтровать дополнительно по позициям, возможным действиям и т.д. Как уже было сказано, не стоит выводить много разных цифр на экран, пока вы не сможете эффективно использовать хотя бы те данные, что указаны выше в статье. Но даже без лишних цифр старайтесь не забывать, что многие показатели отличаются от «средней температуры по больнице» в зависимости, например, от позиции или количества оппонентов в игре. Посмотрите самые актуальные параметры, например, конт-бета, в зависимости от позиции или количества оппонентов, чтобы представлять, насколько конт-бет из ранней позиции делается чаще, чем в среднем, а из поздней реже. А также насколько реже конт-бет идёт в двух оппонентов, нежели в одного. Ну а в игре даже без конкретных цифр по оппоненту вы сможете вносить небольшие корректировки.
Ну а теперь ряд советов по оптимизации внешнего вида самого HUDа, чтобы вам было проще им пользоваться:
Увеличьте шрифт для отображения VPIP. Это, пожалуй, самый важный параметр в игре, и чтобы он визуально выделялся, сделайте его большим шрифтом.
Используйте различные цвета. Тут могут быть два варианта - использовать разные цвета для разных показателей либо использовать цвета для различных значений одного показателя. Конечно, не надо делать разноцветную мозаику, но цвет должен помогать вам вычленить нужные показатели. Например, вы можете использовать для самых важных показателей трёхцветную палитру: зелёный (показатели фиша, например, высокий VPIP), жёлтый (средние значения), красный (похоже на профи).
Используйте подходящий вид стола. Многие румы позволяют выбрать внешний вид (скин) стола, причём зачастую есть возможность установить сторонние скины. Для оптимальной работы со статами лучше выбрать минималистичный скин тёмных цветов, чтобы разные «украшательства» не мешали выводу и восприятию статистики.
Используйте панели. Многие по умолчанию выводят статистику одной большой панелью под ником игрока. Это весьма неэффективно. Имеет смысл разбить статистику на куски и выводить вокруг игрока. Это позволяет с большим удобством локализовать нужные параметры.
Используйте моноширинный шрифт, пробелы и разделители. Шрифт фиксированной ширины и разделители позволят вам аккуратно расположить данные в столбцах, чтобы они не разбегались в разные стороны.
В результате настроенный ХУД может выглядеть примерно так, как на картинке выше. Удобнее, чем ваш текущий вид? Ну что же, пробуйте, экспериментируйте, размещайте нужные вам данные и настраивайте под себя. Но при этом не забывайте о главном: ХУД - это инструмент, а главное всё равно - ваша голова! Успехов в игре!
Автор: Корешков Юрий, по материалам сети и книги Пола Рэчфорда «Эксплуатируем противников в безлимитном холдеме».