Начнем с необходимых определений. Рассмотрим стандартный стол на 10 человек и существующие на нём позиции:
1 Малый блайнд (МБ, Small Blind, SB) – игрок действует предпоследним на префлопе и первым в остальных раундах. Также называется и ставка, которую игрок должен поставить автоматически на префлопе (равна половине большого блайнда).
2 Большой блайнд (ББ, Big Blind, BB) – игрок действует последним на префлопе и вторым в остальных раундах. Также называется и ставка, которую игрок должен поставить автоматически на префлопе (равна минимальной ставке на флопе и половине ставке на тёрне и ривере).
3 Ранняя позиция (РП, Early Position, EP) – про третьего игрока также говорят, что он находится «под дулом» (under the gun), он делает первую ставку на префлопе.
4, 5 Ранние позиции (РП, Early Position, EP) – иногда их нумеруют как РП2, РП3.
6, 7, 8 Средние позиции (СП, Middle Position, MP) – также иногда нумеруются как СП1, СП2, СП3.
9 Поздняя позиция (ПП, Late Position, LP) – также известна как cutoff, игрок действует предпоследним.
10 Поздняя позиция (ПП, Late Position, LP) – также известна как button (кнопка) или dealer (дилер), игрок действует последним.
От позиции игрока зависит очень многое, начиная от того, какие карты следует играть на префлопе до стратегии игры на следующих этапах. Наилучшими считаются поздние позиции, ведь игрок делает ставку, уже зная ставки противников, он может примерно оценить силу их рук.
Главное понятие, с которым каждый игрок в покер должен быть на ты – Odds (шансы). Это понятие происходит из теории вероятности и показывает, какова вероятность того, что игроку (не) придут требуемые карты.
Рассмотрим пример. У игрока на руках K♥T♥, к тёрну на столе лежит 9♥2♣4♠А♥. Как мы видим, в текущий момент положение игрока не важное, у него нет даже пары, однако, игрок имеет неплохую возможность улучшить положение на ривере. Действительно, любая черва даст игроку натсовый флэш (карты, которые позволяют игроку улучшить руку называются Outs – ауты или концы). Всего в колоде 52 карты, из них 13 – черви. Игрок видит шесть карт, из них четыре – черви, значит в колоде и у противниках на руках остаётся 46 карт, включая 9 червей. Вероятность того, что игрок получит черву и выиграет банк – 9/46 (вероятность обычно показывается в виде дроби или процента – 19,6%). Шансы игрока на выигрыш – 9:(46-9) или примерно 1:4 (шансы обычно показываются в виде отношения через двоеточие). То есть из пяти игр игрок будет получать флэш и выигрывать в 1 случае и проигрывать – в 4. На самом деле, обычно используются шансы против улучшения, которые называют просто шансами, соответственно, это обратная пропорция 4:1.
Спрашивается, а зачем нам знать шансы? Продолжим наш пример: я ставлю $2 и выигрываю в одном случае из пяти, значит, чтобы я не был в проигрыше банк должен составлять $8 (проиграв четыре ставки я потеряю $8, значит я должен не меньше получить со своей единственной выигрышной ставки). То есть получается, чтобы моя ставка была прибыльной я должен её делать только тогда, когда ставка*шансы против улучшения<банка.
Определим ещё одно понятие – Pot Odds (шансы банка). Шансы банка определяется как отношение величины банка к ставке, которую игрок должен сделать. Если после флопа в банке $8, а перед игроком сделали ставку $2, то в банке находится $10, а игрок должен поставить $2, то есть шансы банка 10:2 или 5:1. Отсюда получаем нашу финальную формулу: игрок должен отвечать, если шансы банка больше, чем шансы против улучшения. Например, в нашем примере с флэшем шансы игрока были 4:1, а шансы банка 5:1, то есть 5>4, отвечаем. Действительно, в 4 случаях мы проиграем по 2, а один раз выиграем 10, итого матожидание кола составит -4*2+1*10=2 - положительное, то есть кол нам выгоден. Кто предпочитает один раз увидеть - посмотрите видео, так также рассказывается о шансах и прочей математике покера.
Итак, перед тем как сделать любую ставку, игрок должен оценить свою текущую комбинацию, оценить шансы на её улучшение до выигрышной, рассчитать шансы банка и после сравнения делать/не делать ставку. Для упрощения расчётов приведу таблицу шансов для разного количества концов на флопе и тёрне (на флопе - мы будем играть до конца и получим две карты, на тёрне - получим только одну карту, шансы на тёрне примерно равны шансам от флопа до тёрна, когда мы готовы смотреть лишь одну карту):
Количество концов | Шансы на флопе | Шансы на тёрне |
---|---|---|
20 | 0,5:1 | 1,3:1 |
19 | 0,5:1 | 1,5:1 |
18 | 0,6:1 | 1,6:1 |
17 | 0,7:1 | 1,8:1 |
16 | 0,8:1 | 1,9:1 |
15 (флэш с двумя оверкартами) | 0,8:1 | 2,1:1 |
14 | 1:1 | 2,4:1 |
13 | 1,1:1 | 2,6:1 |
12 (флэш и оверкарта) | 1,2:1 | 3:1 |
11 | 1,4:1 | 3,3:1 |
10 | 1,6:1 | 3,7:1 |
9 (флэш) | 1,9:1 | 4:1 |
8 (двухсторонний стрит) | 2,2:1 | 5:1 |
7 | 2,6:1 | 6:1 |
6 (две оверкарты) | 3:1 | 7:1 |
5 | 4:1 | 8:1 |
4 (дырявый стрит) | 5:1 | 11:1 |
3 (старшая карта) | 7:1 | 15:1 |
2 (карманная пара) | 11:1 | 23:1 |
1 | 23:1 | 46:1 |
На самом деле не всё так просто, как было указано выше. Игроку необходимо иметь в виду (и соответственно корректировать свою игру) как минимум ещё три вещи.
Во-первых, карта, которая улучшит вашу руку, может также улучшить и руку противника, дав ему ещё более сильную комбинацию. Например, у вас А7, на флопе J47. У вас средняя пара и вы чувствуете, что у противника есть пара валетов. В данной ситуации чтобы выиграть вам нужна 7 (2 аута) или А (3 аута). Однако, достаточно высока вероятность, что ваш противник имеет на руках АJ. Тогда туз даст ему лучшую комбинацию, и вы всё равно проиграете. Необходимо оценить вероятность наличия туза у противника и скорректировать (дисконтировать) имеющееся число концов. Если вы оцениваете вероятность наличия туза у противника в 30%, значит, туз даёт вам не три, а только два конца и общее количество концов будет не пять, а только четыре (в результате наши дисконтированные шансы – discounted odds будут равны 5:1).
Во-вторых, если ваша ставка не последняя на данном этапе, то есть вероятность, что игрок за вами может дать рейз. В этом случае, например, на тёрне вы должны будете поставить не $2, а уже $4, что заметно ухудшит шансы банка.
В-третьих, всё не так плохо, как можно подумать. Ведь данный раунд не последний, если вам придет желаемая карта, то вы сможете на ривере сделать ставку или даже поднять ставку соперника, выиграв дополнительные деньги. Прикиньте, сколько вы сможете получить дополнительно в последующих раундах, если придет ваша карта, и рассчитайте потенциальные шанса банка (implied pot odds).
Общая схема принятие решения выглядит следующим образом:
Чуть подробнее о шансах, аутах, вероятностях и принятии решений с большим количеством примеров рассказано в этой статье, если что-то осталось непонятно - прочитайте её.
В настоящее время выработалась основная двухкомпонентная классификация игроков:
Против лузовых игроков можно играть большее количество рук, ставить и поднимать, если вам пришли хорошие карты. Блеф часто не дает эффекта, также стоит опасаться какого-нибудь совершенно дурацкого стрита, когда у противника на руках 3,6.
Если тайтовый игрок ставит или поднимает, то это серьёзно. Если у вас нет хороших карт, лучше сброситься. Против тайтовых игроков можно и нужно использовать блеф.
Против агрессивных игроков лучше играть относительно тайтово, но если вам пришли хорошие карты – не стесняйтесь и поднимайте.
Против пассивных игроков играйте в меру осторожно, их кол может означать что угодно, от дырявого стрита до тройки, выбирайте стратегию, исходя из обстоятельств.
Старайтесь как можно раньше определить стиль игроков (в начале игры с незнакомыми противниками лучше не рисковать и не блефовать), правильные действия в дальнейшем позволят вам выиграть больше.