Я планирую опубликовать ряд статей известного покерного специалиста - Майка Каро. Думаю, что в ближайшее время как минимум ежемесячно данная страница будет пополняться новыми уроками от «Безумного гения покера».
Существует излюбленная концепция игроков верхних уровней. Она секретна, она основополагающа, считается, что её способны понять только покерные профессионалы. Она мудра, она таинственна, она восхитительна, она интуитивна, она ошибочна.
Я говорю о сокращении поля - мнении, что изгнание оппонентов из игры уменьшает ваши шансы проиграть. Звучит логично, не так ли? Говорят, что некоторые хорошие руки дают больше прибыли, если целая толпа народу не тащится вслед до ривера. И это так, когда слишком много народа пытается тянуть свои карты, ожидаемая прибыль может уменьшаться. Многие руки в среднем выигрывают больше денег, когда против них играет меньшее число противников. Но подобные аргументы за сокращение поля иллюзорны. Позвольте мне показать вам, как все обстоит на самом деле...
Более 30 лет назад я начал объяснять, что любая рука (кроме абсолютного натса) теряет ценность, когда количество оппонентов достигает определённого уровня. Я использовал пример пятикарточного покера. Допустим, вам сдали стрит-флэш до короля из бесконечной колоды. Вы сразу же вскрываетесь без дополнительной торговли, используются традиционные покерные комбинации (если вам сдали одинаковые карты, то они заменяются, в бесконечной колоде такое возможно). Итак, у вас вторая по силе после роял-флэша комбинация и вероятность что вас бьют порядка 1 к 650.000. Очевидно, что против одного противника вы выиграете. Захотите ли вы играть против двух оппонентов? Конечно! Двадцати? Да! Тысячи? Опять да. Каждый новый противник добавляет к вашему матожиданию выигрыша - но только до определённого предела. Интересно, но каждый новый противник принесёт вам меньше дохода, нежели предыдущий.
Дальше - больше. Если вы играете против шести миллиардов игроков ваш королевский стрит-флэш является убыточным. Фактически, он будет практически совершенно бесполезен. Вы огромный фаворит против каждого игрока по отдельности, но соберите 6 миллиардов игроков и у них на руках будет порядка 9000 роял-флэшей, которые будут бить ваш стрит-флэш. Так как в покере есть только одна выигрышная комбинация, то ваш стрит-флэш победит лишь при отсутствии роял-флэшей. Какова вероятность, что будет ноль роялей, когда матожидание даёт нам их более 9000? Фактически (хотя и не математически) нулевая.
Пример показал нам, что существует максимальное количество оппонентов, против которых рука будет прибыльна. Также есть диапазон количества игроков, в котором рука будет прибыльна, но прибыль будет падать с ростом числа оппонентов. Но есть ли практическое применение у данной теории в покере, где за столом не может быть больше 10 игроков?
Да. И вы должны помнить, что многие руки имеют некоторое оптимальное количество оппонентов. Слишком много или слишком мало, и ожидаемая доходность падает. Возьмём в качестве примера карманных тузов в холдеме. Наиболее прибыльное количество оппонентов для карманных тузов в лимитном холдеме - 4 или 5 в зависимости от условий. Наиболее прибыльное количество оппонентов для пары королей или дам ещё ниже. Вот почему многие профессионалы рекомендуют сокращать поле со старшими парами. Им противна мысль, что оппоненты смогут натянуть лучшую комбинацию, когда дополнительный рейз может спасти банк.
Создаётся впечатление, что мои слова лишь добавляют веса аргументам в пользу сокращения поля. Ну что же, сейчас объясню, почему эта концепция неверна. Действительно, вам выгодно иметь оптимальное количество оппонентов и не стоит поощрять большое количество колов. Но вот в чем загвоздка. Когда вы делаете дополнительный рейз (часто это ререйз) для сокращения поля, зачастую вы просто спугиваете слабые руки, которые могли бы принести дополнительную прибыль, если бы остались в игре. Более сильные руки все равно вряд ли сбросятся. В результате мы имеем обратный эффект от нашей попытки сократить поле - у нас правильное количество оппонентов, но это неправильные оппоненты. Именно поэтому лишние рейзы для сокращения поля часто оказываются неэффективными.
Тем не менее, иногда стоит попытаться сократить поле. Необходимо это делать, когда игроки за вами сильные, а те игроки, что уже сделали ставку перед вами - слабые. Таким образом вы зачастую сможете убрать умных противников и останетесь с сильной рукой против слабых игроков. И наоборот, если сильные игроки ставили до вас, а за вами только «рыба», то лучше просто ответить, приглашая лузовых игроков остаться в игре. Рейз просто избавит вас от слабых игроков, оставив один на один с более сильными.
Ну что, разобрались? Сокращение поля - благородная цель, но зачастую оно может добавить проблем. Если вы используете этот приём, выбирайте ситуацию, когда слабые игроки уже вложились в банк, а сильных игроков нужно попытаться убрать, но никак не наоборот.
Двадцать пять лет назад я опубликовал концепцию, которая изменила мои методы разработки покерных стратегий. Я назвал её «концепция Каро». Все начиналось невинно, простым показом как вы можете предоставить оппоненту право первого выбора одной из трёх групп открытых карт для дро-покера. В каждой группе было по 9 рук, после выбора оппонента вы могли выбрать любую из оставшихся групп, после этого случайным образом выбирались руки для сравнения. В данной ситуации вы всегда будете фаворитом, если, конечно, выберете правильную из оставшихся групп, несмотря на то, что ваш выбор не первый.
Конечно, удача играет свою роль, и если вы будете выбирать лишь несколько рук, то можете и проиграть, но законы вероятности возьмут своё с ростом количества игр. Так что если вы сыграете 1000 игр, то почти наверняка останетесь победителем. Теперь я покажу вам немного упрощённый пример: каждая группа (трефы, буби и червы) состоит лишь из трёх карт. Вы предоставляете противнику право первого выбора масти и потом берете одну из оставшихся. После этого случайным образом выбираем по одной карте из трёх и сравниваем их между собой - выигрывает старшая карта. Здесь вы тоже будете иметь преимущество, хотя и выбирали вторым.
Вы мне не верите? Что же, вот эти три группы карт: червы KJ6, трефы A97 и буби QT8.
Всего возможно 9 различных сочетаний двух карт из наших выбранных двух групп (3*3=9). Если противник выбрал черви, то выбирайте трефы и будете иметь преимущество 5:4. Если выбраны трефы, берите були и вновь получите преимущество 5 к 4. Похоже, трефы лучше чем черви и буби лучше треф, значит буби - самая сильная масть, так? Что если оппонент выберет их? Что же, в этом случае придётся брать несчастных червей, ведь они имеют то же самое преимущество над бубями! Как видите, что бы не выбрал противник, вы на коне!
Интересно, правда? Но мы ещё только подбираемся к сути. Перед тем как до неё добраться давайте ещё немного поиграем. Игрока адаптировали эту концепцию к холдему, который ещё не был столь популярен, когда я впервые обнародовал свою концепцию. Выберете одну из холдемных рук. После этого я выберу одну из оставшихся и мы проведём бесконечное число раздач или конечное, если вам надоест проигрывать. Выбирайте...
Рука А - 9♥Т♥, рука В - 2♠2♣, рука С - А♠К♥
А вот что получится, если мы проведём несколько миллионов раздач для определения победителя на вскрытии:
Вы выбираете А | Вы выбираете B | Вы выбираете C | |
---|---|---|---|
...а я выбираю А | невозможно | 54% выигрышей | 40% выигрышей |
...а я выбираю В | 46% выигрышей | невозможно | 53% выигрышей |
...а я выбираю С | 60% выигрышей | 47% выигрышей | невозможно |
Странно, но какую бы руку вы не выбрали, вы проиграете. А концепция Каро делает ситуацию ещё страннее ибо она гласит: «В покере, как и в жизни, приёмы, тактики, воздействия могут быть подобраны идеально против определённого оппонента, но не позволят достигнуть успеха против других оппонентов, даже более слабых».
Другими словами, хотя зачастую существует лестница для восхождения к вершинам покера или жизни, но не всегда. Концепция Каро предполагает, что нас окружает весьма жизнь и эта сложность вступает в действие когда мы меньше всего ждём. Вот почему Том выигрывает у Эда в покер, а Джек побеждает Тома, но Джек на удивление проигрывает Эду. Следующий раз, сидя за покерным столом, не думайте, что тактика, работающая против одних игроков, не будет столь же успешна против других. Часто будет, но вы должны знать, что покерная лестница иногда может быть сломана. На высших уровнях покера вы должны быть уверены, что вы используете тактики, адаптированные под конкретного оппонента. Не стоит часто блефовать против оппонента, который склонен к частым колам, даже если блеф удачно проходит против более сильных игроков. Не отвечайте часто против слабого, пассивного игрока, даже если кол часто бывает успешен против сильных и хитрых соперников. Думайте об игроке, против которого вы играете в настоящий момент, в настоящую секунду, и принимайте решения в соответствии с уровнем этого игрока. В противном случае может получиться так, что вы окажетесь в худшем положении, даже не всегда понимая почему.
«Секрет покера», - заявила мне девушка, с которой я встречался в давние времена, - «в том, чтобы выбрать счастливое место». Я спросил: «А что делает одно место более счастливым, чем другое?». В ответ она полюбопытствовала о моем дне рождения. «Ты - телец», заявила она. Это были шестидесятые, эпоха астрологии, если ты не знал своего знака и как он соотносится с другими, вряд ли тебя мог ждать успех в общении.
«Я не верю в эти вещи!», - выпалил я, выбрав конфронтацию вместо попытки наладить отношения. «Это доказано», - слегка запнулась она. «Это наука. Это факт. Ты никогда не сможешь выбрать счастливое место, увы.» Мне показалось странным слышать эти слова от женщины, которой я вчера одолжил $500. Когда она убежала, я кивнул уверенно, со знанием и превосходством, чтобы окружающие не подумали, что я остался проигравшим в споре.
Счастливых мест не бывает. Карты сдаются случайно и хотя бывают удачные и неудачные места, вы сможете увидеть это только в зеркало заднего вида, всегда постфактум.С другой стороны, вероятность что на удачное место будут приходить хорошие карты такая же, как и для неудачного. Удивительные серии действительно случаются. Часто. Но если вы объявите новую точку отсчёта среди того, что считаете счастливой или несчастливой серией, то увидите, что карты будут приходить средние. Может получиться, что дела и дальше пойдут в гору на «счастливом» месте или будут продолжать катиться под откос на «несчастливом», однако точно также вероятно и обратное. Теперь, когда я объяснил вам, что нет смысла полагать, что одно место счастливее другое, я хочу чтобы вы подумали над следующим: «В покере важно выбирать лучшее выигрышное место!». Посмотрите, все-таки есть разница между счастливым и выигрышным местом.
Хотя вероятность получения хороших или плохих карт постоянна на любом месте, ваша ожидаемая прибыль не константа. Есть хорошие места и плохие. Вот что вам надо знать.
Часто у вас есть возможность выбрать место перед игрой. Даже если доступно лишь одно место, вы можете выбрать другую игру, где есть более удачное место. Или, уже сев, вам может представиться возможность сменить кресло на более выгодное. Есть большая разница между выбором лучшего место и пассивным позволением судьбе решать за вас. Думаю, если вы просто садитесь, не заботясь о выборе наилучшего места, то ваша прибыль может значительно увеличиться лишь за счёт требовательности к месту.
Игроки, которые ходят вслед за вами, имеют позиционное преимущество, так как они видят ваши действия перед принятием своего решения. Соответственно игроки перед вами имеют позиционную слабость, потому что вы видите их действия перед принятием решения. Это преимущество настолько сильно, что если вы возьмёте погодный спутник и направите его на покерный стол, то легко сможете увидеть мощный денежный поток, который движется по часовой стрелке вокруг стола слева направо, так же как и очередность хода.
Чтобы реализовать преимущество позиции вы должны поймать ветер, плыть по течению, назовите это как хоите. Мы ведь понимаем друг друга, правда? Хорошо, есть два типа игроков, которых вы хотели бы видеть справа от себя, с тем чтобы действовать после них.
Лузовые игроки. Они входят в банк с жалкими картами. Вы хотите ходить после них, потому что тогда спокойно можно проявлять агрессию с рейзами, имея хорошую руку, не боясь выгнать их из банка. Лузовые игроки обычно спокойно ставят одну ставку, но отвечать на две ставки в холодную многие не рискуют. Если вы выбрали неправильное место перед лузовым игроком, то ваш рейз скорее всего выгонит лузового оппонента со слабой картой. Но если он ответил на первую ставку, а после это прошёл ваш рейз, это совсем другое дело. Он уже вложился в банк и обычно ответит и на рейз, дальше загоняя себя в ловушку. Да даже если он и не ответит, одну-то ставку от него вы уже получили. Так что выбирайте место с лузовым игроком перед вами.
Сильные агрессивные игроки. Если такой игрок сядет за нами, получив ход после нас, то мы выпустим из рук нить игры. У вас будет умный, думающий и часто хитрый враг, который разрушит вашу стратегию. Именно этому типу игроков лучше предоставить право первого хода, чтобы не давать ему позиционного превосходства.
Иногда выбор будет труден. Выбрать ли место с лузовым или агрессивным игроком по правую руку? К счастью, выбор не всегда будет столь сложен, но независимо от сложности выбора, охота за наиболее выгодным местом поможет вам выигрывать больше.
И напоследок. Есть тип игроков, которого спокойно можно пустить по левую руку от вас. Это тайтовый и робкий игрок. Хотя любой, сидящий слева от вас получает позиционное преимущество, тайтовые и пассивные игроки весьма слабо используют это преимущество.
В общем, в покере нет счастливых мест, но есть выигрышные. Ищите их!
«Вы обучаете покеру как-то странно, по сравнению с другими» - сказал мне один из студентов. А воспринял замечание самым естественным для меня способом, я сказал: «Спасибо!». Я считаю, что основную прибыль приносит знание покерной вселенной. Некоторые люди пытаются анализировать покер как шахматы. Если оппонент делает то, это означает одно, а если он делает это - означает другое.
«Закон ненатянутого провода» Каро верен как для покера, так и для жизни, он объясняет, почему люди действуют неожиданно. Мой полный оригинальный «Закон ненатянутого провода» гласит: «Если выбор однозначно не связан с их выгодой, люди обычно действуют таким образом, чтобы результат был наиболее непредсказуемым. Если выбор четко связан с выгодой, люди иногда действуют с непредсказуемыми результатами.»
Иногда можно видеть сокращённую версию закона, специальную покерную версию: «Если выбор однозначно не связан с выгодой, игроки в покер обычно действуют так, чтобы результат был наиболее непредсказуемым.» Представьте две покерных сдачи, сыгранные в почти идентичных параллельных вселенных. Одинаковые карты сданы одинаковым игрокам в одинаковом настроении, но в одной вселенной собрали большой банк, а в другой - мизерный, да и до вскрытия дошли совсем другие люди. Одни и те же игроки, карты, настроение, все одинаковое, откуда такая разница? Дело в том, что большинство покерных решений неоднозначны. Вы можете ответить или сброситься, поднять или ответить, но лучший выбор обычно неизвестен.
Официантка, стукнувшая чашечкой кофе, может привести к тому, что ненатянутый проводок в мозгу одного из оппонентов дернется и замкнет другой контакт, заставив его ответить вместо фолда. За этим каждый должен будет принять решение о своем действии, зачастую также будучи в некой граничной ситуации. В таком случае как на покерном столе, так и в жизни, возможно что угодно. Но даже если перед игроками выбор довольно однозначный, иногда они могут действовать вопреки логике (см. вторую часть «закона»). Именно поэтому в покере невозможно легко выиграть, считая, что оппоненты играют строго логично. Это не так.
В 1980 году покерный эксперт предложил вопрос по пятикарточному дро-покеру: «Предположим, вы сделали ставку с парой тузов в последней позиции и все сбросились, кроме серьёзного игрока справа от вас. Он ответил и прикупил одну карту. Вы прикупили две карты и получили каре тузов. Вы сказали чек, он - бет, вы - рейз, он - ререйз. Ваши действия?»
«Просто кол» - ответил я, считая ответ совершенно банальным.
«Нет!» - возразил он, очевидно разочарованный моим ответом: «Ты должен сброситься!».
Его аргументация была следующей: чек противника в первом раунде означал, что у него не было готовой руки, тот факт, что он вошёл в игру после нашей ставки и прикупил всего одну карту означает, что у него почти наверняка стрит или флэш дро.
Пока логично. Когда я прочекал после обмена карт и игрок сделал ставку, значит он либо собрал свой дро, либо блефует. Так как мне повезло получить наилучшие возможные карты после обмена, то мне, безусловно, стоит поднять со своим каре для получения дополнительной ставки. Но теперь оппонент ответил ререйзом на мой чек-рейз, а ведь он должен понимать, что мой рейз означал, что я могу побить стрит или флэш. Мой рейз не имел смысла, если у меня нет по меньшей мере фул-хауза. Так как я был против адекватного противника, то его ререйз означает, что он бьёт фул или каре, следовательно у него наверняка стрит-флэш.
Теперь, зная, что я играю против стрит-флэша я должен сброситься. Давайте подумаем. Даже если оппонент анализировал игру в соответствии с указанной логической цепочкой, то разве не должен ли он был сброситься с флэшем или стритом на наш рейз? В конце концов, ему понятно, что я буду поднимать как минимум с фулом. Следовательно, исходя из этой логики, я должен просто отвечать с тузовым каре, зная, что он никогда не ответит на мой рейз, за исключением крайне редких случаев, когда ему повезёт собрать стрит-флэш.
Но вполне очевидно, что кол с каре - далеко не лучший вариант игры, ведь вы и я отлично понимаем, что игрок со стритом или флэшем ответит в абсолютном большинстве случаев, независимо от размышлений и логичности фолда. Здесь также действует другая тактическая концепция: если игрок действительно будет размышлять и играть в такой манере, не будет ли верно всегда делать блефовый рейз против него? Это будет означать, что думающий игрок всегда будет использовать логику для фолда. Но фолд будет нелогичным, так как оптимальная стратегия оппонентов будет заключаться в автоматическом рейзе против такого игрока. Видите, до чего мы договорились?
Вы не можете играть в покер как в шахматы. Более того, вы не можете надеяться даже на игроков с самым «логичным» имиджем, что они будут играть логично все время. Эмоции всегда присутствуют и накладывают отпечаток на решения. В добавок ко всему, в пограничных ситуациях решения, например, фолд или кол, не всегда очевидно связаны с выгодой. Поэтому в соответствии с «Законом ненатянутого провода» вы можете ожидать любого исхода. Более того, вы не должны ожидать идеально логичных решений даже если оптимальный выбор кажется очевидным.
Не играйте в покер как в шахматы, играйте в покер как в покер. Это похоже на секрет Полишинеля, но это приносит деньги.
В вашем покерном образовании чего-то не хватает. Это как дыра во вселенной - белая река в разрыве темного неба. Это как... ладно, не знаю как что, но я здесь для того, чтобы это исправить. Я могу сказать, что вы не сможете играть в покер на высоком уровне, если вы знаете лишь 10 вещей о нем. Тогда почему так популярны топ-10 рейтинги? Неужели одиннадцатый совет гораздо менее полезный, чем десятый? Конечно нет. Я бы сказал, что разница между первым и 53м советом совсем невелика (возможно, разница между 53м и 54м значительна, но я ещё не анализировал эту проблему). Хотите выдам небольшую тайну? ОК, я подозреваю, что эксперты не обращают особого внимания на последовательности пунктов в их топ-10. На самом деле они могут дать 20 рекомендаций, записать их на 20ти карточках, перемешать эту тонкую колоду, сдать от первой до десятой и отложить остальные десять. В результате они получат нормальный топ-10 и никто не заметит подвоха.
Ещё одно - почему именно 10? Разве название «11 ключей к успеху» не кажется вам более внушающим доверие нежели «10 ключей к успеху»? Вы можете предположить, что во втором случае список был обрезан до круглого числа либо наоборот дополнен «пустышками». Но хватит предположений, перейдём к делу. Сегодня я хочу предложить вам одиннадцатые лучшие советы по покеру в нескольких категориях. Я с особым старанием старался не думать о первых 10 советах. Напротив, я выбрал советы, которые бы получили 11е место в момент выбора. Лишь немногие авторы могут похвастаться, что думали об этом.
В покере расплывчатый имидж лучше стабильного. Чем более вы предсказуемы за столом, тем больше вероятность, что противник вас раскусит и воспользуется этим преимуществом. Когда противник может точно предсказать, как вы будете играть руку, он чувствует себя комфортно. Когда он чувствует комфортно, он представляет большую угрозу, так как он может сфокусироваться на нахождении оптимальной тактики против вас. Напротив, когда оппоненты не уверены, что вы планируете сделать, они теряют ориентацию и играют хуже. Наиболее прибыльный тип оппонента - слабый и боязливый. «Слабый» здесь обозначает, играющий большое количество рук. «Боязливый» - игрок, не способный взять максимум из своих сильных рук. Когда вы играете против слабого и боязливого игрока, вы получаете максимум прибыли, ставя со своими приличными руками. Он оплатит по полной со слабой руком и минимизирует ваши потери при сильной руке. Конечно, стоит искать слабого и боязливого оппонента, но такие встречаются не часто. Поэтому есть другой вариант - ослабить угрозу более адекватных оппонентов.
Это сделать довольно легко - ваш имидж должен быть изменчивым. Это не означает, что вы должны играть глупо. Это значит, что вы должны придерживаться основной выигрышной стратегии, делая вид, что не придерживаетесь. Это можно сделать, если накинуть маску дружелюбного парня и время от времени показывать руки, которые вы сыграли странным образом. Вы должны создавать впечатление парня, который не знает, что он будет делать следующим ходом. Ничто лучше не приструнит агрессивного игрока. Когда он думает, что вы можете сделать что угодно, что вы «морон», он отдаст вам инициативу. После этого вы сможете ставить и поднимать в соответствии с силой ваших карт, получая лишние колы от противников, ибо они подозревают блеф, и не тратя лишних денег, так как они одновременно побаиваются силы ваших карт.
Многие игроки думают, что в покере стоит выглядеть профессионально. Но стабильный имидж позволяет вашему оппоненту играть комфортно и хорошо против вас. Обычно, изменчивый имидж лучше.
Шансы, что игрок на префлопе имеет пару тузов или королей, составляет лишь 1 к 110. Если быть более точным, 1 к 109,5. Достаточно ли велика данная вероятность, чтобы вы начали бояться, поднимая с парой дам из ранней позиции? Конечно нет. Во-первых, дамы проигрывают регулярно, даже если на префлопе не было оверпары. Всего лишь туз или король появятся на доске и неулучшившиеся дамы окажутся в печальной ситуации. Но самое интересное, особенно в безлимитном холдеме, это страх необходимости отвечать на ол-ин от сидящего за вами оппонента с парой дам.
Предположим, мы за полным столом. Вы первым вступаете в игру, за вами будут играть 10 человек. Каковы шансы, что один из них вас бьёт? Во-первых, вероятность, что есть тузы или короли уже не 1 к 110, а 1 к 101 против любого из оппонентов. Это связано с тем, что вы уже держите две карты, это означает, что в остальной колоде не 52, а 50 карт, и все тузы, короли на месте. Во-вторых, если против вас 9 игроков, это значит, что вероятность, что хоть кто-то из них бьёт ваших дам, должна быть умножена на 9 (вернее, почти на 9, ибо по правилам мы должны посчитать также вероятность, что вас бьёт и более чем один игрок). Получается, что на префлопе вы уступаете более чем в одном случае из 10.
Сложно сказать, какой тактики стоит придерживаться, зная, что нам говорит статистика. Я считаю, что в безлимитной игре вы должны сделать значительный рейз, но не столько, чтобы не смочь сбросить карты после ва-банка от тайтового игрока. Например, если большой блайнд - $100, а мой стек - $1000, то я сделаю ставку от $300 до $500. Конечно, размер будет изменяться в зависимости от противников и множества других факторов. И я не всегда сброшусь на ол-ин противника, но я хочу оставить себе такую возможность, не поднимая слишком высоко. Величина рейза будет зависеть от моей оценки оппонентов. Риск большого рейза с парой дам состоит в том, что серьёзные оппоненты сбросят свою пару валетов или другую карту из старших 10% карт, но вы получите кол от тузов или королей. Даже если кто-то ответит с АК, у вас будет лишь небольшое преимущество, по сравнению с серьёзным преимуществом над другими неплохими руками.
Так как вероятность, что у кого-то окажутся тузы или короли, довольно велика, то пара дам значительно менее прибыльна, нежели пара королей. А пара королей обычно даёт лишь 70-75% прибыли карманных тузов.
Реже ставьте с рукой, которую считаете средней в данной ситуации. Привычка ставить с посредственной рукой доводит меня до исступления. Слушайте. Если ваша рука выглядит средней в данной ситуации, как раз посередине между хорошей и плохой, вы почти никогда не должны ставить. Редкие исключения касаются случаев, когда вы хотите продолжать вести игру и наращивать давление. В основном это бывает в семикарточном стаде, когда вы ставили в предыдущем раунде и ваши открытые карты спарились, вы можете выдавить противника даже с худшей рукой. Но в основном ставить со средней рукой неумно. У вас нет мотива ставить со средней рукой. Вы можете ставить со слабой рукой в качестве блефа, вы можете ставить с сильной рукой, в надежде получить кол, но со средней рукой стоит сказать «чек».
Я докажу это. Предположим, вы играете в покер лишь с тремя картами - туз, король и дама. Вы перемешиваете и сдаёте по карте себе и противнику. Каждый из вас проставляет анте, после чего смотрит на карту и решает, стоит ли ставить. Если у вас дама, вы определённо проиграли, но вы можете рискнуть сделать ставку в надежде сбросить короля у оппонента. Понятно, что игрок с тузом ответит. Если у вас туз, то вы будете ставить и надеяться, что король ответит, понятно, что дама будет сброшена. Но какой смысл ставить с королём, средней картой? Это бессмысленно. Вам ответит туз, и выиграет у вас, а более слабая дама всегда сбросится. Я хочу, чтобы вы это запомнили, потому что принцип этот действует в любом покере.
«Люблю играть с этими идиотами» - заявил мне мой друг много лет назад. «Ты можешь провернуть против них слоуплей совершенно свободно, потому что они его не ждут, а потом они впадают в ступор и прекращают играть против тебя. серьёзно, всего один слоуплей загоняет их под тот камень, из-под которого они выбрались». Ему было лишь 25, да и мне не многим более. Он выдавил из себя противный смешок, после того как раскрыл эту тайну. Он гордился своей игрой, сильно гордился. На самом деле, ИМХО у него вообще не было игры. Он постоянно проигрывал, но ещё чаще он рассказывал о своих выигрышах, видимо, в результате и сам поверил в то что он - звезда покера.
Кое-что во фразе моего друга отчётливо подчеркнуло для меня его не выигрышное отношение к игре. Он сказал «Люблю играть с этими идиотами». Слушайте сюда: если вы хотите выиграть максимум денег в покере, не думайте о более слабых оппонентах как об идиотах. Обычно они очень далеки от данного определения. Зачастую самые лузовые, слабые оппоненты, с которыми мне доводилось играть, были классными адвокатами, хирургами или знаменитостями. Я уверен, что у многих из них IQ заметно превосходил 100, и они вполне могли бы прилично играть в покер, если бы захотели. Но они предпочитают играть в покер ради развлечения, используя лишь малую долю из своих немалых денежных запасов. Я рад этому, да и вы должны быть рады.
Подобные игроки не идиоты, они умные противники, просто они не умеют играть в покер. Вы должны поддерживать с ними хорошие отношения, и вы должны уважать их. Поэтому я никогда не позволяю моим ученикам говорить о таких людях как о сосунках и идиотах. Скорее, это клиенты, а клиентов надо ценить.
Так, мы удалились от основной темы, какая вообще была тема? Ах да, слоуплей. Я вежливо кивнул на его мнение, что один раз у тебя пройдёт слоуплей, а потом с тобой будут бояться играть. На самом деле я был не согласен с его точкой зрения, к настоящему моменту несогласие только усилилось.
Давайте поговорим о слоуплее в покере. Если вы новичок, то поясню, что термин используется в случае, когда игрок чекает сильную руку, в надежде что оппоненты будут ставить, позволив нам сделать рейз/ререйз. Если использовать этот приём эффективно, то игрок средних лимитов может собрать дополнительно тыщёнку-другую. Если использовать слоуплей неправильно, то можно здорово пролететь. Поговорим о неправильном использовании.
Когда мой приятель сказал «...потом они впадают в ступор и прекращают играть против тебя», я моргнул. Ну на самом деле я не помню, моргал я или нет, я даже не помню точной фразы. Ну а чего вы хотите, это же было 30 лет назад. В любом случае, я подумал что-то типа «А то!», будучи согласным с утверждением. Слабые игроки действительно не ждут слоуплея и покупаются на него первый раз, они перестают играть против тебя, после того, как ты проведёшь его. Это ли имел в виду мой друг? Не знаю.
Я считаю, что вы должны холить и лелеять слабых игроков, которые отвечают слишком часто и сами не слишком опасны из-за их низкой агрессивности. Они - ваши лучшие клиенты. Они уже берут ваш товар, отвечая слишком часто, когда у вас лучшая рука. Вы смеётесь над их шутками, шлёте им открытки на Рождество и покупаете кофе в баре. Делайте всё, чтобы они были счастливы, только не надо портить их шоппинг в вашем магазине дурными впечатлениями.
Слоуплей - именно дурное впечатление. Они воспринимают его как объявление войны. Теперь будьте внимательны: я не говорю, что слуоплей - запрещённое оружие, которое надо убрать из вашего арсенала. Это мощный и прибыльный приём. Я просто говорю, что использовать его против слабых, лузовых игроков не стоит, они не самая лучшая мишень для слоуплея.
Когда вы используете слоуплей против слабых оппонентов, они принимают это близко к сердцу и попадают в замешательство. В дружескую покерную игру, где все смеются и бросают деньги в банк, чтобы вы могли забрать их, вы внесли серьёзную стратегию. Вы ни в коем случае не должны использовать серьёзную стратегию в подобной игре, если только это не невидимая стратегия. Это настолько важно, что я готов повторить: не используйте ничего похожего на серьёзную стратегию в покерной игре.
Как только оппонент, особенно слабый, видит, что вы безжалостно пытаетесь его обыграть, используя хитрые тактики, с которыми он не знаком, вы обречены. Мой друг был прав - они прекращают играть против тебя, а в месте с ними прекращают течь деньги.
Об авторе: Майк Каро по прозвищу «Безумный гений покера» – известный авторитет в покерном мире. Он много лет занимается исследованием и пропагандой игры. Его интересуют все аспекты покера – правила, статистика, стратегия и тактика, математика игры, характерные манеры поведения игроков. Майк возглавляет единственный в мире Университет покера. В данный цикл входят его статьи, публикуемые в журнале «Bluff».