Сегодня я расскажу вам о непривычных и нестандартных видах покера. Это даже не разные экзотические разновидности вроде Pineapple, это игры с «нестандартным оборудованием», это игры, где «покер» остался фактически только в названии, а от известных нам вариаций покера очень далеки. В общем, давайте посмотрим, во что ещё можно поиграть, кроме различных вариаций покера и китайского покера. Да, и про казиношный покер не будем, о нём рассказано тут.
Начнём с самого простого варианта: представьте, хочется поиграть в покер, а под рукой только колода в 36 листов вместо 52, что делать? Играть! Как обычно, за исключением того, что меняется старшинство рук: флэш становится старше фула, а сет - стрита. Это связано с тем, что на короткой колоде несколько изменяется вероятность собрать ту или иную комбинацию.
Есть и другой вариант игры с колодой в 36 карт и «покером» в названии. Вообще имён у этой игры много: расписной, одесский, русский, грузинский, подкидной, детский покер. На самом деле, игра эта по принципу ближе к преферансу или бриджу, но раз уж покер в названии есть, кратко расскажу правила. Итак, используется колода из 36 карт, одна или реже две (обычно семь пик, плюс шесть пик) карты являются джокерами. Джокеры в игре иногда называют покерами, отсюда и пошло название игры. Играют от двух игроков, но оптимальным считается 3-6 участников. Полная роспись содержит несколько десятков игр, количество варьируется от правил, но общий принцип одинаковый: в первую игру сдаётся одна карта, во вторую – две, затем три и т.д. или до шести, или до максимально возможного количества, то есть 36/кол-во игроков. На максимуме или шести картах играется несколько игр, например, равное количеству играющих, после чего количество сдаваемых карт уменьшается по единицы снова до одной. Затем идут «специальные» игры: бескозырка (без козырей), тёмная (заказ взяток идёт вслепую, не глядя в карты), мизер (надо взять минимум, за каждую взятку дают штрафные очки), золотая (не надо делать заказы, очки за набранные взятки удваиваются). Каждая из специальных игр может быть одна или по количеству игроков, игрокам сдаётся максимально возможное количество карт. Процесс игры следующий: вначале выбирают сдающего, после каждой игры сдающим становится следующий игрок по часовой стрелке. Каждому игроку сдаётся положенное количество карт, следующая карта определяет козырей, если приходит джокер, то играется бескозырка. Если в процессе должны быть розданы все карты, то козырем становится случайно вытянутая из середины колода карта, которая затем возвращается на место. Когда сданы карты и определён козырь, то идёт раунд торговли: каждый игрок по очереди, начиная следом за сдающим, называет количество взяток, которые обязуется взять в игре. Игрок может назвать любое количество, в том числе спасовать (ноль взяток). Исключением является сдающий: его заказ должен быть таким, чтобы сумма всех заказов не равнялась числу сданных карт (например, если сдано по одной карте и один игрок заказал одну взятку, то сдающий не может пасовать, если 5 карт и заказали в сумме 4 взятки, то нельзя заказывать одну, нужно ноль или две). Также нельзя пасовать больше двух раз подряд, игрок обязан заказать на третий раз взятки. Дальше идёт игра: следующий за сдающим делает первый ход с любой карты. Дальше игроки обязаны класть карту той же масти, если этой масти нет, то бить козырем, если козыря нет – класть любую карту. Старшинство карт обычное – от шестёрки до туза. Джокер – самая старшая карта, но по заявке игрока она также может быть самой младшей. Джокером можно ходить в любой момент, правила мастей на него не распространяется. Следующих ход делает игрок, взявший взятку. Игрок с джокером может сделать ход со следующими заявками: «по старшим козырям» - каждый игрок должен скинуть старшего из имеющихся козырей, если козырей нет, то любую карту, взятку берёт обладатель джокера; «по старшей масти» - каждый игрок должен положить старшую карту указанной масти, если масти нет, то козырь, если козыря нет – любую карту, взятку берёт обладатель джокера; «самая младшая масть» - игроки обязаны положить карту указанной масти или козыря, игрок со старшей картой берёт взятку. По окончанию розыгрыша идёт подсчёт очков: если игрок выполнил заявку «пас», он получает 5 очков. Если игрок выполнил заявку на взятки, он получает 10 очков за каждую взятку. Если заявка недовыполнена, то -10 за каждую недобранную взятку (2 вместо 3, -10 очков), а если перевыполнена, то игроку по одному очку за каждую взятку (2 вместо 1, 2 очка). Бонусные очки: за ноль взяток на мизере, +50, если заказал все взятки в раунде (кроме того, где сдают одну карту), то как плюсовые очки, так и минусовые удваиваются, в специальных играх очки считаются в увеличенном в 1,5 или 2 раза размере. Очки, набранные в каждой игре записываются, суммируются, кто в итоге наберёт больше всех – выигрывает.
Следующая игра – покер на костях. Есть два варианта этой игры, упрощённая и полная. В любом случае используется пять костей (игральных кубиков). Игрок бросает все кости одновременно, после броска может выбрать и перебросить любое количество костей один раз или два (если два, то изначально оставленные кости перебрасывать уже нельзя). В простой версии по итогам последнего броска определяется победитель. У кого более сильная комбинация, тот и победил. Рейтинг комбинаций при этом следующий: покер (пять одинаковых костей), каре (четыре одинаковых кости), фул-хаус (три+две одинаковых), стрит (пять костей подряд от 1 до 5 или от 2 до 6), тройка (три одинаковых), две пары (две и две одинаковых), пара (две одинаковых кости). При равенстве комбинаций побеждает тот, у кого номинал костей выше.
Полный вариант покера на костях также очень похож на игру Yachtzee. Здесь игра делится на две части. В первой, известной как «школа», за шесть раундов каждый игрок должен постараться выкинуть хотя бы по три кости каждого достоинства (то есть три единицы, три двойки и т.д.). Игроку в каждом раунде даётся три броска: в первом бросаются все пять кубиков, затем игрок может оставлять любое их количество и перебрасывать остальные ещё два раза. По итогам школы, то есть после шесть раундов проводят подсчёт очков: за каждое задание (их иногда называют классами) начисляют (количество набранных костей – 3) * номинал кости. Например, выкинули 3 единицы, получаете (3-3)*1=0 очков, за 4 двойки (4-3)*2=2 очка, за 1 тройку (1-3)*3=-6 очков. Как видите, выгоднее выполнять старшие классы школы. Если игрок остался в плюсе по итогам школы, ему начисляют дополнительно 50 очков (в другом варианте минусуют 50 тем, кто в минусе). Затем идёт основная игра, где за 9 раундов игроки должны заполнить вышеописанные комбинации от пары до покера, включая два стрита – малый и большой, плюс комбинация «шанс» или «сумма». За каждую выполненную комбинацию игрок получает количество очков, равное сумме входящих в неё костей (например, за пару пятёрок 5+5=10, за большой стрит 2+3+4+5+6=20, «шанс» – любые пять костей, просто их сумма). Если комбинация набрана с первого же броска, то количество очков удваивается, если удалось собрать покер, игрок получает дополнительные 50 очков. Соответственно, если какую-то комбинацию (обычно это сложные вроде покера) собрать не удалось, то игрок за неё получает ноль. Игрок сам выбирает по итогам раунда, куда отнести получившуюся комбинацию (например, 6-6-5-4-2 можно отнести на пару, можно – на сумму, а можно вообще как невыполненный покер или стрит). По окончании игры очки суммируются, у кого больше, тот и победил. Кстати, распространён вариант, когда школа и основная игра не делятся по времени, идут 15 раундов подряд и игрок сам решает, заполнять школу или основные комбинации, но каждый бросок должен заполнять какую-то строку в таблице комбинаций.
И ещё одна игра с покером в названии – покер лжецов. В разновидность такого на костях играли в «Пиратах карибского моря», а вот в популярной американской версии используются банкноты. Номинал не важен, так как для игры нужен номер купюры. Процедура игры следующая: каждый берёт по одной купюре, смотрит номер, не показывая остальным. Дальше один из игроков делает заявление, например, что среди чисел на всех купюрах найдётся три пятёрки. Следующий игрок по часовой стрелке может сделать ставку на такое же количество чисел крупнее (три семёрки) или большее количество любого числа (четыре двойки, четыре пятёрки), а также может бросить вызов игроку, то есть не поверить в его ставку. Ставки продолжаются до тех пор, пока все участники не бросят вызов одному человеку (например, все участники не верят в ставку семь троек). После этого все демонстрируют купюры, подсчитывают реальное количество означенных цифр. Если их количество равно или больше, чем заявлял игрок, он выигрывает, каждый выплачивает ему деньги. Если цифр оказалось меньше, игрок проиграл, он платит каждому из противников деньги. После этого игроки берут другие купюры и начинается новый раунд игры.
На этом всё, желаю вам успехов в любой разновидности покера, в какую бы не пришлось играть! Замечу, что в любой из этих игр знание математики и теории вероятности, как и в клубном покере, может серьёзно помочь!
Автор: Корешков Юрий.