О важности статистики вспоминали ещё Ильф и Петров в своём бессмертном произведении. Для игрока в покер статистика становится важным инструментом анализа своей игры и игры противников, позволяющим значительно увеличить доход. Сейчас многие румы предлагают статистику вашей игры, правда, статистика эта не слишком подробна, так что и пользы от неё не очень много, хотя главные параметры оценить можно. Игроки, планирующие зарабатывать на игре в покер обычно покупают программу Poker Tracker. За $55 игрок получает возможность вести подробную базу данных игр всех популярных покерных сетей, причём не только свою статистику, но и статистику оппонентов. Во время игры можно вывести на экран данные по противникам, что увеличивает качество игры против них, в свободное время можно тщательно анализировать свою игру, находить ошибки.
В этой статье я попытаюсь объяснить основные параметры, которые выдаёт Poker Tracker, что они обозначают, какие параметры считаются оптимальными, как играть против игроков с неоптимальными параметрами. Речь пойдёт исключительно о лимитном покере. Дело в том, что безлимит сложнее формализовать, считается, что в безлимите нет единственно верной стратегии, разные стили игры могут давать положительный результат (есть другая статья по использованию Трекера в безлимите). В то время как в лимите можно выделить некоторый набор оптимальных характеристик, около которых колеблется статистика плюсовых игроков. Известный участник форума 2+2 CallMeIshmael собрал статистику нескольких десятков плюсовых игроков на лимитах $2/$4 и $3/$6, обработал её и получил некий усреднённый портрет хорошего игрока, который я и хочу предложить вашему вниманию (помните, это полные столы, на 6max или 1-на-1 цифры будут чуть другие). Итак, учимся читать статистику Poker Trackerа.
VPIP - voluntary put $ in the pot (%) - добровольно вложенные в банк деньги - процент рук, где вы делали невынужденную ставку на префлопе к общему числу рук. То есть сюда попадают все ваши колы и рейзы, но не попадает чек на большом блайнде или фолд на малом. В принципе, данная величина будет довольно близка к даваемой румами flop seen, на несколько процентов ниже. Пожалуй, это самая важная характеристика, позволяющая делить игроков на лузовых/тайтовых. Давая статистику по оппоненту, VPIP обычно пишут первым. У хороших игроков средняя величина VPIP 18%, колеблется в диапазоне 13-28%. Иногда встречаются очень тайтовые игроки «камушки», у которых VPIP 10% и ниже, против таких надо стараться «воровать блайнды» рейзами, но если они вошли в игру, тем более рейзом, стоит играть только с самыми лучшими картами. Если большинство оппонентов лузовые, можно позволить себе играть больше рук, которые дают натсы и меньше старших карт. То есть играть АТо не столь выгодно против большого количества оппонентов, а вот Т9s (одномастные коннекторы) или 33 (младшие пары) - нормально, если вам повезёт собрать стрит, флэш или сет вам оплатят их по полной программе.
PFR - preflop raise (%) - рейз на префлопе - процент рук от общего количества, где вы делали рейз на префлопе (ответ на чужой рейз не засчитывается, ререйз - засчитывается). Вторая по важности характеристика, и пишется обычно тоже второй, позволяет делить игроков на пассивных/агрессивных. Среднее значение - 9%, колеблется в диапазоне 7-13%. Рейз от игрока в низким PFR надо уважать, обычно это старшая пара или AK. Очень высокий PFR обычно в сочетании с также высоким VPIP указывает на маньяка. Против маньяка лучше играть чуть тайтовее, сидеть желательно или сразу перед или после маньяка. Если вы слева от него, то на префлопе после его рейза лучше дать 3-бет для изоляции и игры с ним один на один. Если вы сидите справа от него, то у вас будет возможность завершать раунд ставок, вы будете видеть действия оппонентов перед вами, если вам зашла хорошая карта, то получите отличную возможность для чек-рейза с получением ставок от всего стола.
AF - agression factor - фактор агрессии - числовое выражение агрессивности игрока, считается как (% бетов + % рейзов) / % колов. Фактор агрессии можно вычислять отдельно в каждом раунде игры, но обычно используется общий фактор агрессии. Это, пожалуй, третья по важности характеристика, позволяющая оценить агрессивность игрока после префлопа. Средний фактор агрессии на флопе и тёрне 2,8 (диапазон 2-3,5), на ривере чуть ниже - 2,1 (1,6-2,5). Хороший игрок достаточно агрессивен, слоуплей на полном столе особо не рекомендуется, нормальные карты надо защищать, плохие - сбрасывать. Будьте осторожны с пассивными игроками, если у вас карта хуже чем топ пара топ кикер, часто вы можете быть биты. Не надо бояться рейзов от очень агрессивных игроков, они могут гиперактивно играть дро или рейзить на тёрне всего лишь вторую пару.
WSD - went to showdown (%) - доход до вскрытия - процент сдач, в которых игрок смотрел флоп и дошёл до вскрытия. ещё одна важная характеристика, позволяет оценить лузовость/тайтовость противника после префлопа. Средняя величина - 32%, диапазон 27-38%. По величине WSD лучше всего можно определить «сопротивляемость» блефу. Игрок с высоким WSD (так называемый «колинг стейшн») будет отвечать со своей младшей парой или даже голым тузом до упора, блеф становится бессмысленным. Игрок с низким значением боится проиграть, на опасном флопе они могут сбросить любую карту, кроме натса, против них блеф наиболее эффективен.
Четыре вышеуказанные характеристики являются основополагающими для описания и оценки игроков. Если вы делаете пост на форуме, спрашивая как играть в той или иной ситуации, укажите эти четыре характеристики на оппонентов, от этого обычно очень сильно зависит правильное решение. Программы типа Poker Ace или GameTime+ выводят по умолчанию на экран именно эти характеристики. Наконец, именно по ним определяется общий профиль игрока. Если вы помните, игроки делятся на лузовых/тайтовых и пассивных/агрессивных, иногда бывает, что после префлопа стиль игрока меняется, поэтому часто игрок характеризуется отдельно на префлопе и остальных раундах. Итак, если у нас игрок с VPIP 18%, PFR 14%, AF 2, WSD 35%, то мы можем сказать, что он тайтово-агрессивный на префлопе и агрессивно-нейтральный (адекватный) на остальных стадиях. Сокращённо это можно записать как TA-NA. Используются следующие сокращения - тайтовый (Т), лузовый (L), агрессивный (A или AG), пассивный (Р), среднестатистический, нейтральный (N), иногда также используются дополнения типа очень (v) или супер (s). То есть vLsA - это маньяк. Остальные характеристики уже описывают более тонкие моменты игры, они интересны в частных ситуациях или для оценки собственных результатов.
VPIP from SB - voluntary put $ in the pot from small blind (%) - добровольно вложенные в банк деньги с малого блайнда - процент рук, где вы дополняли ставку на префлопе с малого блайнда, к общему числу рук. Так как с малого блайнда обычно надо доставить лишь пол ставки, то и диапазон играемых рук расширятся. Среднее значение - 30%, диапазон - 20-49%. Этот параметр не столь важен для анализа, хотя может применяться при атаке на блайнды.
Folded SB/BB to steal - процент рук, сброшенных на малом/большом блайнде против попытки «украсть блайнды» (такой попыткой считается любой рейз с двух последний позиций, если до этого в игру не вошёл ни один игрок). Средняя величина для малого блайнда - 83%, для большого - 63%, диапазоны, соответственно 68%-91% и 21-79%. Желательно знать данную величину для противников, у которых вы собираетесь воровать блайнды, чем выше - тем смелее нужно рейзить. Но в принципе, при игре на полном столе на низких лимитах такая возможность будет предоставляться крайне редко.
Attempts to steal blinds - процент попыток украсть блайнды к предоставленным возможностям. Предыдущие два параметра показывали на защиту блайндов, этот - на их атаку. Среднее значение 28%, в диапазоне от 19% до 33%. Чем выше данный процент у атакующего, тем активнее надо против него защищаться, он может атаковать с руками гораздо хуже вашей. Но опять-таки в длинной низколимитной игре это не столь важно.
Won $ WSF - money won when saw flop (%) - процент выигранных рук от общего количество просмотров флопа. Этот параметр анализируют довольно редко, он не так много может сказать о качестве игры. В принципе, идея анализа аналогична следующему за ним параметру. Среднее значение 33%, 30-38% диапазон. Может показаться странным, что выигрываем мы даже чуть чаще, чем доходим до вскрытия, но ведь очень часто мы до вскрытия не доходим и противника сбрасываются ещё на флопе или тёрне, особенно если мы были префлоп-рейзером.
Won $ at SD - money won at showdown (%) - процент выигранных на вскрытии рук. А вот этот параметр анализируют часто, считается, что он должен приближаться к 50%, если ваша величина много больше, значит вы слишком много сбрасываетесь, вы сами лишаете себя выигрыша. Если величина много меньше - вы идёте слишком далеко с плохими картами, обычно руку хуже топ пары играть не стоит, да и держаться за две пары, если на столе четыре карты одной масти и активная торговля, не выгодно. У игроков значение варьируется от 47% до 60% со средним 53%.
Poker Tracker предоставляет большее количество разнообразных параметров, но прочие менее интересны во время игры. Приведу ещё несколько параметров, имеющих прямое отношение к вашему заработку, анализировать их бесполезно, но понимать, на каком уровне вы находитесь тоже нужно. Только помните, что параметры, перечисленные выше, устанавливаются за несколько тысяч рук, а вот все что относится к заработку, требует десятки тысяч рук, чтобы вполне доверять цифрам статистики. У вас вполне может быть хорошая статистика по VPIP, WSD и агрессии, но вы будете в минусе после 2.000 рук - не пугайтесь, скорее всего, это просто неудача (или вы играли с сильными противниками), постарайтесь понять, допускаете ли вы ошибки, сыграйте ещё тысяч десять сдач и посмотрите на результат, думаю, он будет уже положительным. Точно также, если после тысячи рук у вас +10 ставок на 100 рук, это не повод для гордости - вам просто везло и в будущем параметр точно уменьшится, хотя, в минус тоже вряд ли уйдёт. Итак, какие же «денежные» параметры может иметь выигрышный игрок.
Win-rate (BB/100 hands) - уровень выигрыша (больших ставок на 100 сдач) - среднее количество больших ставок, выигрываемых за 100 сдач. Все что выше нуля - уже хорошо, весьма приличным результатом для лимитов выше $1/$2 считается +2BB/100 hands, для более низких лимитов возможны показатели и в +5BB/100 hands.
Standard deviation - среднеквадратическое отклонение (СКО) - определяет возможный разброс фактических результатов от матожидания. Обычно величина составляет порядка 14-18. Событие практически невероятное, если выходит за границу трёх СКО (вероятность менее 0,3%), то есть игрок с вин-рейтом +2 и СКО 15 может за 100 сдач проиграть до 2-3*15=-43BB/100 hands или выиграть 2+3*15=47BB/100 hands - это ещё раз к разговору о том, насколько дисперсен покер и как важно иметь очень большое количество статистики, чтобы адекватно себя оценить.
Loss from SB/BB - проигрыш с малого/большого блайнда - блайнды - главная причина «утечки» денег в покере, во всех остальных позициях игрок выигрывает, но на блайндах он обязательно будет играть в минус. Проигрыш на большом блайнде составляет 0.08-0.28BB/hand (в среднем 0.18), на малом - 0.02-0.21BB/hand (в среднем 0.11), увы, выйти в плюс практически невозможно, но работать над минимизацией обязательно надо.
Повторюсь, что данные выше оптимальные цифры получены для длинных столов. Для столов 6 max картина должна быть примерно следующая: VPIP 23-25%, PFR 14-16%, при желании можно играть чуть тайтовее, но соотношение между VPIP и PFR так и должно оставаться чуть больше чем 2:1 (например, 22% и 12%). AF на флопе и тёрне должен быть порядка 2,5-3,5, на ривере - 1,5-2,5 (понятно, что короткая игра требует большей агрессии). Оптимальный WSD в пределах 35-38%. Из других параметров оптимальные значения следующие: VPIP from SB - 35% (ниже для структуры блайндов 2/5 и 1/3), Folded SB to steal - 80-90%, Folded BB to steal - 60%, Attempt to steal blinds - 30%, Won $ at SD - 50-60%.
Надеюсь, данный рассказ позволит вам по-новому взглянуть на свою игру. Кого-то он подвигнет на покупку Trackerа, кто-то ещё раз пересмотрит свою статистику и подумает о мерах над её улучшением. Надеюсь, все это позволит вам улучшить свою игру и выиграть ещё немножко денег ;). Знание основных параметров противников позволяет гораздо качественнее оценивать диапазон их возможных рук, а имея максимально точное представление о руке оппонента вы максимально сможете приблизиться к оптимальной игре.
Автор: Корешков Юрий, по мотивам постов на 2+2